Договоримся на берегу...

17 июня 2015

На причале в Большой Толбе много моторных лодок. Владельцы некоторых из них занимаются перевозкой пассажиров на Талабские острова. Казалось бы, ничего плохого в этом нет, вот только всю эту деятельность следует отнести к незаконной...

В деревне мы разговорились с хозяином одной из моторок. Мужчина наотрез отказался представляться Говорит, что возит только трех пассажиров (именно столько помещается в суденышке) и правил не нарушает. Хотя после этих слов собеседник почему-то как-то неясно ухмыльнулся. Вот и думай, правду говорит или нет..
Замялся судоводитель и после расспросов о том, во сколько обойдется путешествие на острова. Правда, потом сказал, что для каждого человека поездка туда и обратно будет стоить 500-600 рублей. «Лодочник» даже готов бесплатно подождать, но только час. За большее время придется платить деньги. Хотя есть информация, что ценник за перевозку может доходить до четырех тысяч рублей, а то и значительно больше.
Если верить хозяину моторной лодки, то с документами у него все в порядке, техосмотр проходил в прошлом году, а для каждого пассажира предусмотрен спасательный жилет.
- Колхоз развалился, нужно было как-то на жизнь зарабатывать, - размышляет безыменный собеседник. - Когда можно, ловлю рыбу, летом приходится зарабатывать деньги доставкой людей на острова. Занимаюсь этим с 1998 года. К нам приезжают туристы, которые собираются посетить могилу отца Николая на острове Залита. Иногда любители рыбалки просят отвезти в озеро, я не отказываюсь.
Перевозкой людей занимаются не только местные жители. По информации, которая оказалась в распоряжении «Псковской провинции», между материком и островами курсируют два новеньких катера, которые перевозят паломников. По словам очевидцев, на борт сажают почти в два раза больше человек, чем это предусмотрено конструкцией судна. Успеют ли спастись эти люди, в основном женщины в длинных юбках, если катер перевернется из-за превышения нормы вместимости? Кто будет отвечать за их гибель?
На причале мы познакомились с Сергеем, который 40 лет прожил на острове Залита. Мужчина говорит, что перевозчики приходят на помощь в случае необходимости, помогают доставить различные грузы. Именно поэтому о них нельзя сказать ничего плохого. Вот только почему такие благие намерения противоречат Административному и Уголовному кодексам? Почему люди негодуют, что в стране процветает беззаконие и безнаказанность, хотя сами иной раз этому способствуют и нарушают закон?
- Этой проблемой нужно за-ниматься, мы обязательно отреагируем. Нарушение правил перевозки содержит признаки преступления, - говорит о ситуации с нелегальными перевозчиками псковский транспортный прокурор Инна Распопина. - Не стоит ждать, пока случится какое-нибудь ЧП. Утонуть можно очень легко, особенно пожилым людям и детям. На озере достаточно сложно помочь пострадавшим, ведь это даже не река. Пассажиры должны задумываться о своей безопасности, интересоваться наличием документов у судоводителей, а не участвовать в правонарушениях.
Однако привлечь к ответственности перевозчиков непросто. Судоводители говорят, что везут на острова знакомых или родственников абсолютно бесплатно - так сказать, по доброте душевной. Причем пассажиры это тоже подтверждают. О таком лжеродстве или дружбе договариваются заранее на берегу - вдруг проверка. За последние годы случаев задержания нарушителей было совсем немного.
Кстати, владельцам старых лодок нужно очень постараться, чтобы получить разрешение на перевозку пассажиров. И дело не только в состоянии моторок. Отдельное положение Постановления Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» говорит о том, что у соискателя лицензии на перевозку пассажиров должно быть ответственное должностное лицо с высшим профессиональным образованием и стажем работы в области перевозок пассажиров судами внутреннего водного транспорта не менее трех лет за последние десять лет работы. Вряд ли, кроме удостоверения, выданного Госинспекцией по маломерным судам, у этих первозчиков найдутся такие дипломы.
За оказание услуг, не отвечающим требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, предусмотрена 238 статья УК РФ. Мера наказания - от штрафа и принудительных работ до реального срока лишения свободы. Идем дальше: в Кодексе административных правонарушений есть статья 14.1 «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)», под которую опять-таки очень удачно попадают действия «лодочников». Ведь доставка на острова - это коммерческое занятие.

Александр ЕГОРОВ.
Фото Павла ДМИТРИЕВА.